(095) 591 14 22
Категории
Блоки для бегучего такелажа

Блоки для бегучего такелажа

Схема управления бегучим такелажем не меняется уже более пяти тысяч лет, со времен папирусных лодок египтян. Новшества коснулись лишь материалов и технологий изготовления снастей, ныне они способны удерживать несравнимо большие нагрузки, оставаясь легкими и гибкими.

Блоки – история и современность


Главное предназначение блоков – смена направления движения снасти и снижение нагрузки на ходовом конце троса. Первые блоки представляли собой просто деревянное кольцо, а позднее диск с углублением по ободу и тремя отверстиями. Такой блок-юферс исправно служил морякам на протяжении столетий, как на рыбацких лодках, так и военных парусниках-фрегатах.

Если современные блоки не отличаются от своих предшественников по назначению, то конструкции и материалы претерпели значительные изменения. Основное направление работы конструкторов – уменьшение потерь на трении и, соответственно, увеличение КПД тали.

Три важных параметра для выбора


Первая характеристика, которой необходимо уделить самое пристальное внимание – это потери на трении. Недешевые блоки с шариковыми или роликовыми подшипниками необходимо применять только там, где прилагаемые нагрузки весьма значительны. При выборе подшипниковых блоков проверяйте длительность свободного вращения шкива (чем дольше, тем лучше). Во всех прочих случаях, например, для изменения направления ненагруженной снасти, можно установить недорогую традиционную конструкцию (шкив на оси).

Обязательно обратите внимание прочность используемых материалов, а также конструкции в целом. Как минимум, зрительно оцените надежность соединений отдельных элементов, ознакомьтесь с отзывами экспертов и потребителей. Гарантированные изготовителем показатели рабочей и максимально возможной нагрузки, как правило, приводятся в каталоге продукции. Естественно, они должны быть не меньше предполагаемой нагрузки, которую будет допускать снасть.

И последние, но не менее важные характеристики блока – это толщина и диаметр шкива, а при выборе следует опираться, в первую очередь, на диаметр снасти. Маленький блок будет тормозить веревку большого диаметра, и, напротив, тонкая снасть может запутаться в шкиве, рассчитанном для работы с толстым тросом.

Опытные яхтсмены знают, что наилучшего результата (КПД) можно достигнуть, если:

  1. диаметр шкива будет превышать диаметр снасти минимум в 4-5 раз;
  2. толщина шкива будет превышать диаметр снасти минимум в 1,5 раза.

Для удобства покупателей производители прямо указывают в каталогах максимальный диаметр (толщину) троса, с которым может работать конкретный блок.

Внимание на эскиз снасти

Каталоги современных производителей содержат множество вариантов блоков: одно- и двушкивные, иногда трех-, четырех- и пятишкивные, с вертлюгом, обушком, элементом крепления, в том числе и боковой плоскостью, стопорными площадками.

Однако, приступать к изучению ассортимента следует лишь разработки эскиза снасти на бумаге. Для начала определите количество лопарей, место крепления тали, а затем – нужное количество шкивов и места крепления блоков. Если конструкция позволяет разнести нагрузку на несколько точек крепления, то можно, соответственно, установить несколько одношкивных блоков.

Стоит отдельно поговорить о блоках с вертлюгами, крепление которых вращается и самостоятельно принимает необходимое положение. Такая особенность конструкции необходима при значительном изменении направления тали, которое вызвано, например, сменой галса. Недостатки вертлюжного блока: меньшая надежность крепления, большие размеры и возможность закручивания тали.

Стопорные блоки

И, наконец, поговорим об особой группе блоков – тех, где сильное трение не просто не вредно, но и, наоборот, необходимо для удержания нагруженной снасти. Однако, не все так просто: тянуть с трением будет сложно, а удержать без него – трудно. Конструкция стопорных блоков напоминает лебедку: вращение в одну сторону не встречает препятствий, в другую – удержанию помогает особый механизм – трещотка. Производители предлагают блоки с принудительным или автоматическим включением трещотки.

Увеличить эффективность блока можно, воспользовавшись еще одним параметром, который влияет на силу трения на блоке, а именно углом изменения направления снасти. Чем он ближе к полному развороту (180 градусам), тем степень трения выше, и наоборот.

И напоследок, обращаем ваше внимание на особенности материалов, которые используются при изготовлении блоков. Если для работы с синтетическим тросом годится практически любая продукция (из нержавейки, пластика, алюминия), то для стального троса блоки подбирают более тщательно с учетом указанных в документации допусков.

Канифас-блоки для любой погоды

Изменчивая погода требует применения особого типа блоков, которые можно устанавливать и снимать с натянутой снасти. Конструкция позволяет просто раскрыть стопор или щечку, надеть канифас-блок на трос и застегнуть обратно. Производители предлагают такие блоки не только для полутонных яхт, но небольшие изделия для снастей диаметром 6-8 мм.

Выбираем производителя

Первыми качественными блоками, попавшими на еще советский рынок в 80-х годах, была продукция компании Harken (США)

Сегодня эта компания предлагает широкий ассортимент изделий из пластика, а также блоки с прочными подшипниковыми шкивами для работы со стальным тросом. Отдельно стоит отметить максимально подробный иллюстрированный каталог Harken с примерами использования и конструкций талей.Пользуется спросом и продукция австралийской компанииRonstan– блоки самого высокого качества и разных размеров.Не стоит обходить вниманием изделия известных брендов из Англии Lewmar и Barton. Именно последняя компания раньше прочих представила на нашем рынке канифас-блоки. Также в ее ассортименте можно найти блоки с бронзовыми шкивами для работы со стальными тросами. Менее известны нашим покупателям, но не уступают в качестве и разнообразии продукции вышеупомянутым такие компании, как итальянская, шведские Rutgerson и Selden , английская Holt.


Рассказать друзьям


Теги: Блоки для бегучего такелажа, Стопорные блоки, Канифас-блоки

Категории в каторых размещена статья: Оснащение яхты,

ПОХОЖИЕ ТОВАРЫ