(095) 591 14 22
Категории
Секреты идеального оснащения яхты: Выбираем лебедку

Секреты идеального оснащения яхты: Выбираем лебедку


М
ы начинаем публикацию серии практических советов на основе разработок и исследований известных яхтсменов и проектировщиков, в том числе и известного писателя/проектировщика в сфере яхтостроения Браяна Тосса (BrionToss). Наша цель дать Вам максимум полезной практической информации по обустройству Вашей идеальной яхты-мечты.

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЛЕБЕДКА?

Для начала обратите Ваше внимание на Рисунок № 1, где наглядно демонстрируется принцип работы этого незаменимого яхтенного оборудования, а так же запомните, что лебедки могут быть двух типов: ручной и автоматической. Ручная лебедка приводится в действие при помощи физической силы, а автоматическая при помощи электродвигателя.

 

Далее давайте рассмотрим принцип работы данного устройства.

 

 

Лебедка это по-сути механизм, тяговое усилие которого передается посредством каната, цепи или троса от приводного барабана. Принцип работы лебедки основан на протягивании каната через тяговый механизм с помощью специальных сжимов, поочередно зажимающих канат и продвигающих его в соответствующем направлении.

 

Как ручные, так и автоматические лебедки могут иметь скорости разные скорости: две или три. Например, если необходимо изменить скорость для подъема легкого груза, то это производится при помощи перемещение вдоль оси приводного вала блока шестерен.

 

В завершении теоретической части напомним интересный факт, что применение лебедки стало известно еще со времен Древнего Египта, что уже в те времена значительно ускорило подъем и перемещение тяжестей. В те времена они приводились в движение при помощи мускульной (рабы) или гужевой силы (животные, например, ослы).

 

Рисунок 1. Рычаг (1) прикреплен к приводному барабану (2). При физическом воздействии на рычаг барабан приводится в движение при помощи каната (3).

 

НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ РАБОТЫ С ЛЕБЕДКОЙ НА ЯХТЕ

 

Для того, чтобы максимально эффективно работать с ручной лебедкой примите такое положение, чтобы было возможным использовать весь вес вашего тела. В зависимости от расположение лебедки, ширины кокпита нужно или принять уверенную позицию на ногах, или присесть и упереться коленками в стенку кокпита перед лебедкой.

 

После того, как вы приняли нужную позицию для работы с лебедкой необходимо определиться с наиболее рациональным использованием физических усилий. При работе руками можно использовать полную физическую выкладку прямыми руками, после чего перейти на более медленный режим на согнутых руках, если почувствуете сильное физическое напряжение или усталость.

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Независимое натяжение каната устраняет необходимость

в посторонней помощи при работе с лебедкой.

 

 

РАЗМЕР, МОЩНОСТЬ ЛЕБЕДКИ И ЕЁ РАСЧЕТ

 

Необходимо помнить, что при выборе надежной лебедки необходимо обращать внимание не на каталоги производителей, где сравниваются исключительно изделия одного и того же производителя, а размер и мощность.

 

Определяя размер и мощность необходимо помнить, что современная практика построение яхт включает в себя установку одного или нескольких больших парусов, в то время как традиционные подход включал в себя установку большого количества маленьких парусов. Таким образом, с учетом современных реалий яхтостроения – лебедка становится единственным способом заставить судно выйти в плавание, а от её мощности и размеров зависит успешность Вашего путешествия.

 

Согласно мнению многих экспертов, для большинства яхтсменов наиболее удобной максимально нагрузкой лебедки является 15,9 кг. (35 фунтов). В то же время большинство построенных яхт оборудованы лебедками максимальная нагрузка, которых составляет 20 кг. (45 фунтов).

 

Самое главное, что необходимо помнить так это то, что в открытом море Вы можете столкнуться с жесткими погодными условиями, в которых размер барабана лебедки (самой лебедки) может оказаться весьма значимым. Дело в том, что больший размер барабана обеспечивает большее трение и натяжение канатов, что при сравнительно небольшом физическом воздействия обеспечивает экономию времени на подъем/спуск парусов и в определенной мере обеспечивает лучшую управляемость яхты. В то же время меньшая по размеру лебедку (меньший барабан) обеспечивает с одной стороны меньшую физическую нагрузку за счет небольшой амплитуды действий, но с другой стороны отнимает большее количество времени на подъем или спуск парусов.

 

Чтобы подсчитать необходимую для Вас мощность лебедки, то используйте следующую формулу: подсчитайте площадь вашего «треугольника», а именно: площадь ограниченного форштага, носовой части и мачты. Затем умножьте полученную сумму на 6 (или на 29 если вы вычисляете площадь вашего «треугольника» в квадратных метрах), число которое подсчитывает силу трения и мощность парусов. Затем разделите полученный ответ на 35, вашу желаемую максимальную нагрузку лебедки 15, 9 кг (35 фунтов). Ответ, который Вы получите будет обозначать минимально оптимальную мощность вашей лебедки (Рисунок 3. Формула).

 

Например, ваш «треугольник» равен 28 квадратным метрам (300 квадратных футов): 300 Х 6 = 1 800. Поделите это число на 35 и вы получите число 51, 4. Таким образом, вам необходима лебедка с преимущество 50 к 1.

 

Если вы чувствовали себя комфортно с 15,9 кг (35 фунтов), то ваша оптимальная лебедка будет несколько менее или более мощной. 

 Рисунок 3




АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЩНОСТИ ЛЕБЕДКИ



В случае если стоимость новой лебедки для Вас слишком высока, или если вы хозяин гоночной лодки и дополнительный вес является для вас негативным фактором, то существуют следующие способы выжать из вашей лебедки максимум:

 

  1. Иметь под рукой помощника, который сильнее вас и готов быть безотказным членом вашей команды;

  2. Увеличение рабочей части рычага для рук (двойной рычаг), например, до 305 мм (12 дюймов) с 254 мм (10 дюймов) т.е на 20%. Исследования показали, что использование двойного рычага позволяет использовать оптимально обе руки, а так же задействует в большей мере плечевые мышцы и мышцы спины, что увеличивает не только скорость, но и мощность лебедки (Рисунок 4);

 

 

 

Рисунок 4 Двойная ручка

  1. Уменьшение трения при подъеме парусов, путем использования минимального количества талей за счет их правильного размещения, а так же своевременной профилактики работы механизмов (Рисунок 5). Например, детали механизма блокировки. Когда они изнашиваются, то его углы стираются или появляются трещины вокруг зубцов. В таком случае храповик необходимо менять. В противном случае могут быть неприятные последствия для работы всего механизма лебедки и её производительности.

 

 

Рисунок 5

Использование элементарных правил профилактики и своевременной смазки механизмов помогут Вам не только снизить до 50% нагрузки на лебедку, но и сэкономить собственные финансовые средства.



*При подготовке данного материала использовался исследовательский материал известного писателя/проектировщика BrionToss, которые посвятил свою жизнь конструированию уникальных яхт, которые бы учитывали уникальную комбинацию оборудования для определенного типа яхта и определенной команды. Brion Toss является авторомтрехкниг: The Rigger's Apprentice, Rigger's Locker, and The Complete Rigger's Apprentice (англоязычныеиздания). Автора, когда он не занят над написанием очередного материал, Вы всегда можете найти в его магазинчике BrionTossRigging (PortTownsend, Washington).

 


Рассказать друзьям


Теги: лебедка, лебедки, яхтенная лебедка, лебедка для парусов, лебедка для парусника

Категории в каторых размещена статья: Оснащение яхты,

ПОХОЖИЕ ТОВАРЫ