(095) 591 14 22
Категории
Выбираем оптимальный такелажный блок

Выбираем оптимальный такелажный блок

Мы продолжаем публикацию серии практических советов по обустройству идеальной яхты и сегодня мы хотим поговорить о выборе такелажного блока

Выбор редакции пал именно на эту деталь яхтенного оборудования по причине того, что как бы не разнились по своему типу суда, например, будь то обыкновенная лодка или роскошная спортивная яхта – без такелажного блока невозможно обойтись.

 

На рынке сегодня, в отличии от практически полного отсутствия ассортимента 20 лет назад, предлагаются такелажные блоки из пластика, нержавейки, углеволокна или их различного сочетания. Кроме того, блок может быть оснащен карабином, вертлюжным или фиксированным обухом. Вы можете устанавливать его вертикально или горизонтально и.т.п. Короче говоря: всё чего пожелает ваша душа и сможет ваш бюджет… Правда появилась новая проблема современности – проблема выбора и качества.

 

ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО?

Основная задача такелажного блока, кроме того, как приносить доход своим производителям, это помогать Вам с наименьшими усилиями удерживать и управлять парусами. Эффект и принцип работы блока аналогичен работе лебедки, а именно поднимать большие тяжести с наименьшими усилиями. Рассмотрим немного поподробнее: травя шкоты вы со стороны не обладаете никаким физическим преимуществом, но устройство такелажа таково, что за счет 
сопротивления Вам можно маневрировать и управлять парусом без надмерной физической нагрузки. В чем же секрет? Основной секрет лежит в шкиве, являющемся основной деталью такелажа, который похож на колесико с ободом или канавкой по окружности, которое передает приводное движению шкоту яхты (Рисунок 1).

 

Когда вы уравновешиваете судно или хотите направить его в то или иное направление шкот попадает в ободок и фиксируется там, таким образом, перебирает часть нагрузки на себя и удерживает её. Характерный щелчок такелажного блока означает, что определенная нагрузка взята на себя и зафиксирована. К слову, CarboRatchamatics ®, Harken разработали уникальный такелажный блок, который включается в действие только тогда, когда достигается определенный уровень нагрузки, позволяя осуществлять вам управление яхтой в ручном режиме в рамках определенной вами нагрузки т.е передавая вам ту нагрузку, которую Вы можете взять на себя (т.н сенсорное управление). 

 

 

 

РИСУНОК 1

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ ШКИВА

Разрабатывая конструкцию шкива такелажного блока исходят в первую очередь из соображение мощности и контролируемости. Например, некоторые шкивы сконструированы таким образом, что при сильном порыве ветра могут привести к тому, что шкоты попросту выскользнуть из рук, а при хорошей погоде троса вообще могут застрять. К слову, сегодня, многие производители такелажных блоков, почему-то используют шкивы с острыми концами, что никоим образом не продлевает гарантийный срок работы шкотов и ведет к лишним затратам на их покупку. 

Недавно независимыми экспертами были протестированы много различных шкивов и согласно единогласному мнению Harken являются самыми мощными, а главное надежными. В свою очередь рядовые яхтсмены так же подчеркивают, что блоки от Harken являются оптимальными сочетанием мощности и легкости в работе.

 

ДИАМЕТР ШКОТА

Диаметр шкота имеет огромное значение для эффективности работы такелажного блока. Необходимо, чтобы диаметр шкотов максимально подходил для наматывания на шкив такелажного блока (Рисунок 2). Слишком маленький или слишком большой диаметр шкота не сможет обеспечить должный контакт с колесиком (шкивом), что приведет к потери КПД.

 

 

 

 

 

Рисунок 2

 

 

 

МОЩНОСТЬ И ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР ТАКЕЛАЖНОГО БЛОКА

 После того как вы определились с маркой такелажного блока и получили некоторые вышеприведенные практические советы и знания о его работе – переходим к самому основному расчету мощности и конечному выбору. Осуществляя процесс выбора, исходите из потребности нагрузки и размера такелажного блока для вашей яхты. Как уже было сказано выше ассортимент сегодня настолько широк, что даже для определенного типа яхты существует огромное предложение продукции, но не обращайте внимание на заверения продавцов и рекламы, а опирайтесь на сухие расчеты. Чтобы сделать правильный расчет мощности необходимой модели такелажного блока используйте Таблицу Загрузки и Угла Отклонения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угол огибания блока веревкой, град.

Фактор нагрузки,%

30
52
45
76
60
100
75
122
90
141
105
159
120
173
135
185
150
193
160
197
180
200

 

 

 Еще одним практическим советом является то, что мощность блока полностью зависит от количества контактов шкива и шкота. Чем больше диаметр шкива тем больше он может намотать на себя шкота. Даже если нагрузка на шкив вашего типа яхты позволяет вам использовать меньший по мощности такелажный блок, то смеем вас заверить, что больший по размеру шкив обеспечит не только лучшую управляемость парусов, но и больший потенциал вашей яхты на случай непредвиденных обстоятельств (например, резкая смена погоды). Помните, что работа такелажного блока будет более эффективной, если шкоты оборачиваются вокруг шкива на 180 градусов.  

 

 

 

ЕЩЕ НЕМНОГО ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Теперь, когда Вы усвоили основной принцип работы такелажного блока и практические советы по его выбору – самое время дать общие советы для больших и малых типов судов: - Ratchamatics ®, Hexaratchets ® и Carbo в большей мере используются и идеально подходят для лодок типа OptimistsLasers и Finns, где шкоты редко стопорят. В данных моделях шкипер может самостоятельно держать шкоты, будучи готовым для мгновенной их регулировки. В это же время храповик в данных моделях блоков изолирует человека от полной нагрузки со стороны шкотов дабы минимизировать усталость во время перехода; 

на крупных судах, например типа J/35, которые используют спинакеры так же используются такелажные блоки, но их способность изолировать триммер от нагрузки такова, что спинакеры могут удерживаться в ручном режиме (за исключением ветреной погоды). К слову, быстрая работа со спинакерами бывает настолько важной, что в некоторых соревнованиях лодки типа J/24 и Melges 24 используют 2 такелажных блока последовательно, чтобы можно было осуществлять ручное управление при любых обстоятельствах; 

- Генуэзский стаксель очень часто используется на небольших катамаранах и лодках типа FlyingJuniors. Использование «Генуи» вызвано тем, что использование такелажных блоков в ней, позволяет максимально облегчить ручное управление шкотами.

Напоследок нашего сегодняшнего материала хотим пожелать Вам «семь футов под килем»!

При подготовке статьи была использована информация MartyRieck (технический эксперт) из журнала SailingWorldMagazine-Updated 6/6/08.


Рассказать друзьям


Теги:

Категории в каторых размещена статья: Оснащение яхты,

ПОХОЖИЕ ТОВАРЫ